Изъятие недвижимого имущества
На данной странице мы рассмотрим случай, при котором прекращение права собственности происходит помимо воли собственника, т.е. принудительное прекращение права.
Гражданский институт права собственности в РФ зачастую подвергается изменению и дополнению, но в правовой природе данный институт остаётся одним из важнейших и являющийся одной из основ гражданских прав в РФ. Право собственности является наиболее устойчивым и крепким вещным правом, которое обеспечивает полноценное развитие имущественного оборота. А это значит, что законодательство строго регулирует данные правоотношения как при возникновении, так и при прекращении права собственности. Особо стоит обратить внимание на прекращение, так как одним из принципов гражданского законодательства является неприкосновенность собственности, это означает что данные правоотношения необходимо регламентировать особо тщательно, чтобы поддержать (усилить) данный принцип.
Стоит учитывать два основания прекращения права собственности:
1
По воле собственника (добровольный переход).
2
Помимо его воли (принудительное прекращение).
Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Принудительное прекращение (изъятие) у собственника принадлежащего ему имущества возможно только в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Перечень таких случаев исчерпывающий и не допускается его расширение иными законами. Данный перечень состоит из 9 случаев, к ним относится, например, обращение взыскания на имущество по обязательствам, реквизиция, конфискация отчуждении недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (далее - изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд). Ниже будет идти речь о некоторых случаях принудительного прекращения прав.

Правовое регулирование данных отношений закреплено в ГК РФ, Земельном кодексе РФ (далее – ЗК РФ) и иных законах и подзаконных актах.

Говоря об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в ст. 49 ЗК РФ сказано, что земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами. Также в данной статье указан перечень этих случаев, но он не является исчерпывающим. В случаях, установленных
п. 3 ст. 49 ЗК РФ, этот перечень может быть конкретизирован.

Данное изъятие происходит на основе выкупа, т.е. на возмездной основе. В зависимости от того, кому земельный участок понадобился (для чьих нужд) выкуп осуществляется Субъектом из его бюджета (федерального, регионального, местного).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Изъятие земельных участков
Решение об изъятии земельного участка принимают:
1
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
2
Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
3
Органы местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие.
В данном порядке собственник должен быть извещен о намерении Субъекта изъять
земельный участок.
Законом предусматривается такая форма как Согласие лица, у которого изымается земельный участок. В данном Соглашении может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка или иного недвижимого имущества на определенных условиях и в определенном порядке.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, а также убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

Существует еще такая форма как принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Она представляет собой изъятие недвижимости в короткие сроки и допускается только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка должны рассматриваться только в суде.

Зачастую возмещение или предоставление другой недвижимости при изъятии не устраивает собственников. Изымающими органами нарушаются их права и законные интересы, что приводит к рассмотрению данных споров суде. Довольно часто суды становятся на сторону государственных или муниципальных органов, т.к. собственникам редко удаётся доказать, что предоставленный земельный участок располагает теми же характеристиками, которые были у изъятого или возникает сложность при определении и доказыванию убытков, которые были причинены при изъятии недвижимости.

Такой случай как изъятие в порядке реквизиции недвижимости носит временный характер и не является таким случаем как изъятие для государственных или муниципальных нужд.

Статья 51 ЗК РФ предусматривает следующее, что земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции. Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Как было сказано выше, реквизиция носит временный характер изъятия. Но существует вероятность, что изъятый земельный участок не будет возвращен. В таких случаях собственнику либо выплачивают рыночную стоимость земельного участка, либо предоставляют другой, равноценный изъятому. На практике с данным случаем сталкиваются редко.

Еще один случай принудительного прекращения прав это конфискация. Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления. Как видно, юридическим фактом конфискации будет являться правонарушение, в широком его смысле.

В заключение можно сказать о том, что законодательством предусмотрен порядок прекращения такого института как право собственности.
Базируясь на конституционных и гражданских принципах, данный институт находится в строгих рамках:
1
В большинстве случаев данный принцип основывается на возмездности.
2
Но законом также предусмотрены случае безвозмездного взыскания, например, при совершении собственником правонарушения.
Механизмы прекращения права собственности, изменения вносимые в него, а также судебная практика с каждым разом усугубляют положения собственника, не давая ему возможности получить недвижимость, равноценную изъятой. В этом и состоит главная проблема института прекращения права собственности.